Королевский турнир - урок в 5 кл.
5 класс — Урок № 69. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цели деятельности учителя |
Главная дидактическая цель: систематизировать знания и умения по темам «Площадь прямоугольника», « Объём прямоугольного параллелепипеда», «Единицы измерения», через решение реальных жизненных задач, а также при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов . Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, повышать интерес к математике. .Формирование УУД: Личностные: способность к самооценке на основе оценки успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в системе своих знаний, правильно применять их в реальных задачах и жизненных ситуациях, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроках. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: уметь определять площадь прямоугольника, объём прямоугольного параллелепипеда, переводить одни единицы измерения площади, объёма, массы и времени в другие. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные: умения ориентироваться в системе своих знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке). |
Основные понятия |
Площадь, объём, единицы измерения площади, объёма, массы. |
Ресурсы |
Учебник Никольского. Плакаты, иллюстрирующие задачи. |
Организация пространства. |
Фронтальная, индивидуальная. |
5 класс — Королевский турнир
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности:
Учитель: я – канцлер королевства математики. У нас в королевстве подал в отставку главный математик. Ну не может король править королевством без своей правой руки. Он приказал мне провести в вашем классе турнир и, победившего в нём, провозгласить главным математиком королевства. Это должен быть умный, находчивый, смелый, быстрый, любящий математику, человек. И, надеюсь, сегодня мы найдём здесь такого.
Готовы начать турнир? Начнём с разминки.
Актуализация опорных знаний:
- 34- как называется данное выражение? - как называется в этом выражении число 3 ?- как называется число- 4?
- Вычислите 72, 15, 23, 43.
- Как называется 2 и 3 степени? Прочитать: 32, 53, 24, 42, 110.
- Найдите значение выражения: 2•52 2+52 22+52 (2+5)2 25+52
Решение задач :
Король математики очень любит зверей и решил расширить свой зоопарк. Он обратился к соседям с просьбой прислать ему некоторых животных. Из соседнего королевства ему обещали переправить животных, а чтобы для них приготовили места, передали депешу, где указали каких животных и сколько переправят. Вам предлагается расшифровать её и ответить на этот вопрос.
Плакат №1 — Задача №1: Вычислите при х=4 и у=2
( х2-у2):( х2-у2) |
17 – обезьяны 6 - львы 20 – медведи 1 - слон 14 – черепахи 5 – павлины 13 – жирафы |
( х2-у2): х2-у2 |
|
х2-у2:( х2-у2) |
|
х2-у2:( х2-у2) |
Ребята определили, что в королевство прибудут: 1 слон, 6 львов, 14 черепах и 13 жираф .
Прежде чем начнём заниматься благоустройством зоопарка, нужно кое-что вспомнить:
а) дать определение прямоугольника.
б) S=ab
в) S= a2
г) Что принимают за единицу площади?
д) Сколько м2 в 1 га, в 1 а?
Задача №2: Под зоопарк выделено 72 га 16а земли.
а) Сколько это будет м2?
б) Сколько ар необходимо под выпас слона, если поле содержит 23000м2
Плакат №2: Задача №3:
Чтобы прокормить травоядных, необходимо засеять поле прямоугольной формы, со сторонами 300м и 700м семенами люцерны. В королевстве на данный момент есть 4 тонны семян. Хватит ли этих 4 тонны, если на 1га земли при посеве уходит 200кг семян?
1) 300м ×700м = 210000м2 =21 га;
2)200кг × 21га = 4200 кг = 4т 200кг;
Ответ: не хватит
Плакат№3, Задача №4:
В королевстве есть бассейн для приёма черепах, но король решил сделать его по-королевски красивым. Он решил выложить дно золотой плиткой. Дно бассейна представляет собой прямоугольник со сторонами 3м и12м. Бывший главный математик приказал для этих целей завезти 6 ящиков золотой плитки по 150 штук в каждом, размер плитки 20см × 20см. король волнуется, а достаточно ли завезено плитки?
1) 20×20=400(см2 – Sодной плитки);
2) 150×6=900(штук плиток в 6 ящиках);
3) 400×900=360000(см2- S площадь, которую можно выложить этим количеством плитки);
4) 12×3=36( м2- площадь дна басейна).
Ответ: да достаточно.
Ответьте на вопросы:
а) как найти V прямоугольного параллелепипеда?
б) сколько дм3 в 1м3, в 1 л?
Плакат №3, Задача №5:
Бассейн для черепах, необходимо залить водой, его размеры: а=12м, в= 3м, h=7м. Сколько для этого потребуется литров воды?
V=12×3 × 7 = 252 (м3) = 252 дм3 = 252л.
Плакат №4, Задача №6:
Недавно королю подарили Жар-птицу. И он мечтает для неё сделать шикарную клетку, в форме куба, со стороной 50 см. Нужно подсчитать, сколько золотых прутьев пожадобиться для изготовления каркаса этой клетки?
Сколько рёбер у куба?
1) 50 × 12 = 600(см) = 6 м
Ответ: 6 метров.
Дополнительная задача:
Размеры корнеплодохранилища, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, таковы: а=20м, в =8м, с=3м. Оно наполовину заполнено картофелем. Сколько картофеля засыпано в хранилище, если известно, что 2м3 содержит 1400кг картофеля?
20×8×3=480 (м3) 2) 480:2=240(м3) 3)240м3:2м3=120 (раз) 4)1400×120=168000(кг)=168 (т)
Ответ: 168 тонн.
Мы очень помогли королю своими вычислениями и увидели, что в настоящей жизни и шага нельзя шагнуть, не зная математики. Одновременно определили, что лучшим математиком класса является ФИ_____. Я, от имени короля, провозглашаю его главным «математиком королевства» и жалую ему Красную ленту, где написано6 «Главный математик» и оценку отлично. Далее объявляются отметки остальным ребятам и записывается домашнее задание.