МБОУ «Изобильненская СОШДС» 297120, КРЫМ РЕСПУБЛИКА, Р-Н НИЖНЕГОРСКИЙ, С. ИЗОБИЛЬНОЕ, УЛ. ЮБИЛЕЙНАЯ, Д. 15 СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (365) 502-05-44
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: izobilnoe.os@nijno.rk.gov.ru

5 класс — Урок № 69. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель: систематизировать  знания и умения по темам  «Площадь прямоугольника»,  « Объём прямоугольного параллелепипеда», «Единицы измерения», через решение реальных жизненных задач, а также  при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов . Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, повышать интерес к математике.

.Формирование УУД:

Личностные: способность к самооценке  на основе оценки успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия  на уроке адекватной  ретроспективной оценки; планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки  и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в системе своих знаний, правильно применять их в реальных задачах и жизненных ситуациях, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроках.

Планируемые образовательные результаты

Предметныеуметь определять площадь прямоугольника,  объём прямоугольного параллелепипеда, переводить одни единицы измерения площади, объёма, массы и времени в другие.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия  на уроке адекватной  ретроспективной оценки; планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки  и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные: умения ориентироваться в системе своих знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке).

Основные понятия

Площадь, объём, единицы измерения  площади, объёма, массы.

Ресурсы

Учебник  Никольского. Плакаты, иллюстрирующие  задачи.

Организация пространства.

Фронтальная, индивидуальная.

 

5 класс — Королевский турнир

Ход урока. 

Мотивация к учебной деятельности:

Учитель: я – канцлер королевства математики. У нас в королевстве подал в отставку главный математик. Ну не может король править королевством без своей правой руки. Он приказал мне провести в вашем классе турнир и, победившего в нём, провозгласить главным математиком королевства. Это должен быть умный, находчивый, смелый, быстрый, любящий математику, человек. И, надеюсь, сегодня мы найдём здесь такого.

Готовы начать турнир?  Начнём с разминки.

Актуализация опорных знаний:

  1. 34- как называется данное выражение? - как называется в этом выражении число 3 ?- как называется число- 4?
  2. Вычислите  72,  15,  23, 43.
  3. Как называется 2 и 3 степени?  Прочитать: 32, 53, 24, 42, 110.
  4. Найдите значение выражения: 2•52    2+52    22+52     (2+5)2      25+52

Решение задач :  

 Король математики очень любит зверей и решил расширить свой зоопарк. Он обратился к соседям с просьбой прислать ему некоторых животных. Из соседнего королевства ему обещали переправить животных, а чтобы для них приготовили места,  передали депешу, где указали каких животных и сколько переправят. Вам предлагается расшифровать её  и ответить на этот вопрос.

Плакат №1 — Задача №1:  Вычислите при х=4 и у=2   

( х22):( х22)

17 – обезьяны

                                            6 -  львы

20 – медведи

                                            1 -  слон

14 – черепахи

                                            5 – павлины

13 – жирафы

( х22): х22

х22:( х22)

х22:( х22)

Ребята определили, что в королевство прибудут:  1  слон, 6  львов, 14  черепах и 13 жираф .

Прежде чем начнём заниматься благоустройством зоопарка, нужно кое-что вспомнить:

а) дать определение прямоугольника.

б) S=ab

в) S= a2

г) Что принимают за единицу площади?

д) Сколько м2 в 1 га, в 1 а?

Задача №2:   Под зоопарк выделено 72 га 16а земли.

а) Сколько это будет м2?

б) Сколько ар необходимо под выпас слона, если поле содержит 23000м2

Плакат №2:   Задача №3:

Чтобы прокормить травоядных, необходимо засеять поле прямоугольной формы, со сторонами 300м и 700м семенами люцерны. В королевстве на данный момент есть 4 тонны семян. Хватит ли этих 4 тонны, если на 1га земли при посеве уходит 200кг семян?

1) 300м ×700м = 210000м2 =21 га;

2)200кг × 21га = 4200 кг = 4т 200кг;

Ответ: не хватит

Плакат№3,  Задача №4:  

В королевстве есть бассейн для приёма черепах, но король решил сделать его по-королевски красивым. Он решил выложить дно золотой плиткой. Дно бассейна представляет собой прямоугольник со сторонами 3м и12м. Бывший главный математик приказал для этих целей  завезти 6 ящиков золотой плитки по 150 штук в каждом, размер плитки 20см × 20см. король волнуется, а достаточно ли завезено плитки?

1) 20×20=400(см2 – Sодной плитки);

2) 150×6=900(штук плиток в 6 ящиках);

3) 400×900=360000(см2- S площадь, которую можно выложить этим количеством плитки);

4) 12×3=36( м2- площадь дна басейна).

Ответ: да достаточно.    

Ответьте на  вопросы:

а) как найти V прямоугольного параллелепипеда?

б) сколько  дм3 в 1м3, в 1 л?

Плакат №3, Задача №5:

Бассейн для черепах, необходимо залить водой, его размеры: а=12м, в= 3м, h=7м. Сколько для этого потребуется литров воды?

V=12×3 × 7 = 252 (м3) = 252 дм3 = 252л.

Плакат №4, Задача №6:   

Недавно королю подарили Жар-птицу. И он мечтает для неё сделать шикарную клетку, в форме куба, со стороной 50 см. Нужно подсчитать, сколько золотых прутьев пожадобиться для изготовления каркаса этой клетки?

Сколько рёбер у куба?

1) 50 × 12 = 600(см) = 6 м

Ответ: 6 метров.

Дополнительная задача

Размеры корнеплодохранилища, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, таковы: а=20м,   в =8м,  с=3м. Оно наполовину заполнено картофелем. Сколько картофеля засыпано в хранилище, если известно, что 2м3 содержит 1400кг картофеля?

20×8×3=480 (м3)         2)  480:2=240(м3)      3)240м3:2м3=120 (раз)         4)1400×120=168000(кг)=168 (т)                                                  

Ответ: 168 тонн.

Мы очень помогли королю своими вычислениями и увидели, что в настоящей жизни и шага нельзя шагнуть, не зная математики. Одновременно определили, что лучшим математиком класса является ФИ_____. Я, от имени короля, провозглашаю его главным «математиком королевства» и жалую ему Красную ленту, где написано6 «Главный математик» и оценку отлично. Далее объявляются отметки остальным ребятам и записывается домашнее задание.