Когда отдавать ребёнка в школу?
Школьный возраст
В психологии есть термин «кризис семи лет» (crisis — от греческого поворотный пункт). Это условный момент перехода от одного периода возрастного развития к другому. То есть ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть, выдержать нагрузки школы, ее требования, отношения со сверстниками и учителями, изменение отношений между ребенком и родителями. Поэтому считается, что именно в 7 лет ребенок уже готов к школе.
К этому возрасту, ребенок должен иметь интеллектуальную (умственную) готовность, то есть уметь обобщать, классифицировать, выделять главное и второстепенное. Семилетка должен иметь развитую произвольную память и речь (при необходимости нужно обратиться к логопеду). А также, немаловажно, чтобы ребенок был мотивированным к учебе, готовым к роли ученика и к своим новым обязанностям. Ребенка в этом возрасте должна уже привлекать не только внешняя сторона школьной жизни (яркие тетрадки, учебники, красивый ранец и др.), но и возможность получить новые знания и обрести друзей.
УМЕРЬТЕ СВОЙ ПЫЛ
Реально оцените возможности ребенка уже сейчас. Не стоит перегружать первоклассника, особенно, если у ребенка средний уровень интеллекта, при рождении были тяжелые родовые травмы, а также, если у него довольно слабое здоровье. Подумайте хорошенько, может быть, не стоит записывать ребенка в престижный специализированный первый класс с повышенной нагрузкой. Ведь это можно сделать и в старших классах. А в начальной школе, такой ребенок более комфортно будет себя чувствовать в обычном классе.
Умерьте свой пыл и в отношении дополнительных занятий: ограничьте количество секций и кружков, повремените хотя бы полгода. А еще поразмыслите на такую тему: «навесив» на ребенка английский, рисование и еще какие-то дополнительные занятия, чего вы на самом деле добиваетесь? Развиваете его или А отрабатываете» комплекс хорошей матери или отца? А может, вы пытаетесь реализовать свои детские мечты за счет жизни своего ребенка?
И еще, не заменяйте воспитание образованием. Дело школы образование, а семьи — воспитание. В желании помочь ребенку лучше учиться не переусердствуйте. Заставляя свое чадо по несколько раз переписывать домашнее задание, вы вряд ли добьетесь успеха, а вот желание учиться, скорее всего,«отобьете».
ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ
Дети очень чувствительны и по их состоянию можно заподозрить наличие какой-либо проблемы. В первую очередь, следите за состоянием здоровья своего ребенка-школьника. Бывает, что «разгулявшиеся» недуги или болезни — это сигнал, что что-то идет не так.
Также вас должны обеспокоить: повышенная утомляемость ребенка, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив). Все это симптомы невроза. Перечисленные состояния могут привести к: нежеланию учиться, посещать школу, к низкой успеваемости, проблемам в общении со сверстниками, закреплению высокой тревожности в сочетании с неадекватной самооценкой. В некоторых случаях может понадобиться помощь психолога или психотерапевта.
Что делать? В первую очередь, важно понять, что происходит... с вами, не влияют ли ваши собственные удачи или неудачи на адаптацию ребенка в школе. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими своего ребенка. Дети чувствительно реагируют на ваше состояние, они копируют ваши чувства, а конфликты в семье и расхождения в вопросах воспитания, усиливают их страхи.
Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе. У ребенка-школьника должны быть свои друзья, свой круг общения. Ваша задача: просто поддержать своего ребенка, выслушать его, ободрить. Возможно, вы столкнетесь с тем, что ваш ребенок будет очень по-разному вести себя дома и в школе. Это вполне нормально. Главное, в первую очередь всегда верьте своему ребенку, ведь вы его знаете с рождения!
Берегите себя! И помните, будете счастливы вы — будет счастлив и ваш ребенок.
Успеха вам!
Что значит ребенок "готов к школе?"
Психологическая готовность к школьному обучению — один из важнейших итогов развития вашего ребенка в первые семь лет его жизни.
Поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами — резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего в том, что главное в его жизни — учеба, деятельность обязательная, общественно значимая. Он отвечает за нее — перед учителем, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша, нынешнего школьника подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило — запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.
А в чем новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. (Такое отношение к взрослому мы могли «позволить» малышу.) Учитель воплощает в себе, так сказать, общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, — это ведь не выражение личного отношения учителя к ребенку, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием.
Взаимоотношения в классе между учащимися также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).
Само учение — и по содержанию, и по организации - резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает в чистом виде, его не маскирует, как раньше, скажем, игра.
Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный последовательный характер. (Если до недавнего времени начальное обучение представляло собой лишь подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь такое усвоение начинается с 1 класса.)
Основная форма организации учебной работы школьников — урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.
Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.
Что вы можете сделать для достижения вашим ребенком успехов в школе
- Если вы высоко цените образование, то скорее всего такое же отношение будет и у ваших детей. Старайтесь поддерживать у ребенка интерес к тому, чему он должен научиться.
- Позаботьтесь, чтобы у ребенка было все необходимое для учебных занятий - достаточно бумаги, карандашей, а также место для занятий дома.
- Если ваш ребенок усидчив и может самостоятельно организовать свою работу, то ему будет легче учиться в школе.
- Сотрудничайте с педагогом для достижения наилучших достижений вашего ребенка.
- Эмоциональная поддержка близких неоценима для ребенка, который старается хорошо учиться.
- Допустите для вашего ребенка возможность споткнуться на пути познания. Старайтесь
не поправлять мелкие грамматические ошибки, когда ребенок вам что-то рассказывает. - Вознаграждайте хорошую учебу одобрением, а порой и подарком, но только когда ребенок заслужил это своим усилием.
- Демонстрируйте родительскую заинтересованность в делах вашего ребенка. Водите его в музеи и в исторические места, чтобы расширить его интересы. Но не переусердствуйте: руководствуйтесь именно интересами ребенка, а не своим стремлением быть хорошими родителями.
Учить до школы — нужно ли? Если да, то как?
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире — о предметах и, их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» , т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний и что при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.
Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку в школе перейти к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, начнет отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий- дело будущего.
Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, — грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Вообще говоря, начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Но известно: значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что вы научили ребенка слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.) Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Общение и готовность ребенка к школе
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.
По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.
Ребенок шести лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.
Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.
Установлено, что шестилетний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, взять на себя ответственность за свою позицию и проявить независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это возможность, проявляющаяся в исключительных случаях, но не постоянная линия поведения шестилетнего ребенка.
Шестилетний ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.
Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.
Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Шестилетний ребенок испытывает ненасыщенную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого может привести его к потере уверенности в своих возможностях.
Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребенка становится знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.
Постепенно ребенок научается отождествлять себя со своими сверстниками, с которыми он был объединен в дошкольном учреждении, но вновь соединится в школе. Отождествление детей друг с другом не только как мальчиков и девочек, но и как сверстников постепенно создает групповое чувство ответственности. Сначала «за нашу группу», затем «за весь наш класс».
Источник: "Психология" Венгер Л.А., Мухина В.С.
Умение учиться
Школьник должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.
Совершенно необходим школьнику тот комплекс качеств, который формирует умение учиться. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.
Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка — без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинить его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке, Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка — его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи.
И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается прежде всего в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. Нетрудно понять, что они смогут сложиться только в самом ходе школьного обучения. Итогом же развития ребенка в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе.
К таким предпосылкам относится прежде всего желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано, если вы помните, с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что все дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы. Вот некоторые типичные ответы детей на вопрос, почему они хотят идти в школу, а не оставаться в детском саду: "В школе научишься читать, будешь много знать"; "В детском саду я уже был, а в школе не был. Там дают трудные задачи, а я учусь. Мне папа тоже дает трудные задачи, я их все... нет, не все решаю"; "В школе учишься, а в детском саду только играешь, мало учишься. Моя сестра все хочет в детский сад (она в 4 классе учится), а я в школу".
Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Это проявляется в высказываниях многих детей: "В школе мне нравится, там отметки ставят"; "В школе учительница, а здесь воспитательница". Конечно, интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение — в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности к школе — достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным. Но в общем у семилетних детей мы можем наблюдать уже соподчинение мотивов (т. е., как вы помните, умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо"). Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в 1 класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Все мы знаем, что учиться порой бывает вовсе не увлекательно — и в учении (как и в любом деле) есть "скучные", но обязательные моменты. Поэтому приходится ученику включать произвольное внимание, произвольную память. Произвольность познавательной деятельности, хотя она и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. п. Обучение в начальной школе должно учитывать эти особенности детей: не превращая учение в игру, учителю надо стремиться сделать его максимально привлекательным для детей, вызывающим их непосредственный интерес.
Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет
Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации.
Малыш должен уметь сравнивать простые конкретные понятия, видеть в них общее, уметь анализировать элементарные отношения между предметами внешнего мира.
Способные дети могут усвоить не только отдельные понятия о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией. Однако достаточно высокий уровень познавательных способностей возможен в том случае, если обучение в этот период направлено на развитие процессов мышления.
Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия.
Уже в этом возрасте реальный мир ребенок видит как очень сложный, где предметы различаются не только по внешним признакам, но и по функциям и внутренним качествам. Однако в этом возрасте мышление формируется только через внешнее восприятие. Любое понятие, пусть даже абстрактное, - есть образ. Например, малыш не понимает в достаточной степени абстрактного смысла таких слов как мужество, доброта, он не может дать их точного отвлеченного понятия. Ребенок может описать человека, который выглядит мужественным или добрым, назвать поступки, обозначающие смысл этих слов.
Материал должен представляться в наглядной форме; еще лучше, если изучаемый предмет ребенок может потрогать, сделать его частью своего опыта. Именно личный опыт, опора на собственные ощущения, позволяют малышу понять объект, его смысл и значение.
Развитое логическое мышление для дошкольников не характерно. Лишь к 12-13 годам у детей формируется способность рассуждать и строить сложные и отвлеченные понятия. Пока же любая абстракция будет наполнена субъективным смыслом, представленным в структуре наглядного образа.
Итак, для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление, которое вы можете проверить в эксперименте тестирования.
Другим важным моментом, на который обращают внимание при проверке уровня зрелости ребенка, является способность быть готовым к учебной деятельности. Внимание (как физиологическая функция), память и работоспособность - прилежание, воспитанное вами, - являются необходимыми предпосылками интеллектуальной деятельности.
Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях.
Шестилетние дети обычно проявляют интерес ко всему новому и хотят учиться. Родителям следует подкреплять их желание. Прочитанная малышом книга, сделанная новая поделка, да и просто удачная идея всегда должны становиться объектом вашего внимания и поощрения.
Даже природа защищает любознательных - так, оказалось, что активные, увлеченные чем-нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.
Дети 6-7 лет способны:
- называть цифры от 1 до 10 и большую часть букв;
- считать предметы до 12;
- осмысленно пользоваться ножницами, клеем, карандашами и т.д.
- отвечать на вопросы, сколько будет, если прибавить некоторое число предметов к четырем предметам (или отнять);
- составлять разрезные картинки из 10 и более элементов;
- указывать, чем знакомые ему довольно простые предметы отличаются друг от друга, и чем они похожи;
- может при наличии интереса к выполнению задания игнорировать отвлекающие факторы (присутствует произвольное внимание);
- умеет соотносить часовое время с распорядком дня;
- использует понятие времени (прошлое и будущее), когда говорит о событиях («Мой
день рождения наступит через неделю»); - может оперировать понятиями последний, первый; средний, большинство, некоторые и другими часто встречающимися при повседневном общении понятиями.
Если у вашего ребенка высокие способности
При обучении способного ребенка обратите внимание на следующие моменты.
- Если ваш шестилетний малыш добивается значительных успехов, вы вправе этим гордиться. Но не забывайте, что ему всего лишь шесть лет, и он нуждается в вашей помощи и поддержке.
- Старайтесь поддерживать его интересы, обращайте внимание на его успехи, даже если его энергия и настойчивость вас иногда утомляют.
- Стремитесь сохранять теплые близкие отношения, разговаривайте с ним, слушайте го. Не откладывайте это до той поры, когда у вас будет время; самое ценное время – это настоящее. Иной раз вы можете позволить себе даже не подойти к телефону. Скорее всего, телефонный звонок - это менее важно, чем то, что вам хочет рассказать ребенок.
- Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми - особенно в его присутствии.
Это ставит умного ребенка в такое положение, в котором он должен либо соответствовать вашим словам, либо ему придется вас огорчить. Это нехорошо и по отношению к другим детям. - Старайтесь, чтобы жизнь вашего ребенка постоянно была активной и интересной. Как можно чаще ходите куда-нибудь всей семьей; пусть ребенок встречается со всеми
интересными людьми, которые бывают в вашем доме; вместе ходите на концерты и прогулки. Пусть в доме всегда будут новые книги. Обсуждайте с ребенком их содержание. Попробуйте вместе готовить еду, пользуясь поваренной книгой. - Старайтесь поддерживать заинтересованность ребенка. Для родителей может быть утомительным снова и снова вести разговор на одну и ту же тему, например, о доисторических чудовищах, тем не менее, надо помочь ребенку в этом разобраться. Вместе организуйте систему библиотечного поиска, делайте записи и организуйте свои исследования таким образом, чтобы дополнительное обучение также стало и удовольствием. К тому времени как ребенок исчерпает свой энтузиазм в отношении динозавров, он уже будет готов правильно организовать свое новое увлечение - например, коллекционирование марок.
- Постарайтесь, чтобы ребенок не столько удовлетворял ваши амбиции, сколько сле
довал собственным склонностям. Не надо принуждать его к тому, что вы считаете соответствующим его возрасту и полу. Умные дети нередко преуспевают во многом, и трудно бывает выделить, что им особенно интересно. Поэтому помогите им попробовать себя в плотницких работах, в гончарном деле и т. п. Умный ребенок может представлять себе цель, к которой он стремится; ваша задача - помочь ему ее достичь, преодолевая возникающие трудности. Занимаясь любимым делом, ребенок проявит себя наилучшим образом и будет по-настоящему счастлив. - Одобряйте не только успехи вашего ребенка, но и попытки добиться успеха. Порой кажется, что умным детям все легко дается, и родители забывают похвалить их за усилия. Но они, как и всякие дети, нуждаются в вашем одобрении. Пытливому уму нужно проверить себя в рискованной ситуации, но ему также необходима страховка в виде уверенности в вашей поддержке.
- Если ребенок умен, это вовсе не повод, чтобы плохо себя вести. Умные дети быстро усваивают правила поведения в семье и во внешнем мире.
- Будьте рядом, когда ребенку это нужно. Самый умный и независимый малыш подчас нуждается в помощи и поддержке. Но в иных случаях отступите и дайте ему взять на себя ответственность принять решение.
- Будьте для ребенка примером тех качеств, которые вы желаете видеть в нем. Если вы требуете одного, а сами ведете себя совсем по-другому, то ребенок проигнорирует ваши требования и поступит по-своему. Например, не заставляйте его читать, если сами смотрите телевизор.
- Старайтесь поддерживать в семье атмосферу уважения к учебе. Поощряйте стремление к познанию.
- Принуждать ребенка и побуждать его к дополнительному усилию - это не одно и то же. Нам трудно заметить, когда мы сами принуждаем ребенка, но легко увидеть это на примерах других родителей. Может быть, ребенок сам скажет вам, когда он чувствует, что его заставляют, а когда - поощряют. Ему виднее.
- Контролируйте свои чувства. Избегайте ревности и зависти. Подлинно ли ваше желание быть ребенку опорой? Порой, когда дети очень умны, у родителей зарождается своего рода зависть; это может привести к эксплуатации талантов ребенка в ущерб его душевной гармонии.
- Не надо вести себя в родительской манере и считать, что вы лучше всех все знаете. В незначительных вопросах позволяйте ребенку вести себя независимо, чтобы он по возможности учился действовать самостоятельно.
- Если возникают проблемы с дисциплиной, постарайтесь обсудить их с ребенком. Умные дети как правило охотно прислушиваются к здравым суждениям, к тому же у них более развито чувство долга.
Готовность познавать
Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не знания и навыки сами по себе, а то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней.
Могут спросить: «А разве недостаточно того, что ребенок хочет идти в школу?» Нет, недостаточно. Хорошо, конечно, что у ребенка выработалось общее положительное отношение к школе, что ему лестно стать учеником, что его волнуют новые права и обязанности. Но для того чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, надо еще, чтобы ребенка привлекло само содержание получаемых в школе знаний, интересовало то новое, с чем он знакомится на уроках, чтобы ему был радостен сам процесс познания.
Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал то «пять», то «три», то «десять». Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: «Сколько у тебя будет денег, если папа дал тебе один рубль и мама один рубль?», — мальчик, почти не задумываясь, ответил: «Конечно, два!»
Если вы, воспользовавшись нашими советами, систематически занимались с ребенком, воспитывали его ум, побуждая к поиску, размышлениям, то вы можете быть уверены: известная основа познавательных интересов вами заложена. Разумеется, и с приходом ребенка в школу вы постараетесь всеми силами укреплять и поддерживать его интеллектуальную активность.
Когда мы говорим об уровне развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, то надо иметь в виду следующее. Важно, чтобы ребенок не только мог произвольно управлять этой деятельностью (о чем говорилось выше), но и обладал определенными качествами восприятия и мышления.
Какими?
Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.
Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как учение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей.
Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направлений пространства. Так, например, учитель требует провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или «прямо вниз по правой стороне клетки»... Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, — важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный срок.
Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоение знаний к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи — овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.
Наконец, психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками.
Как видите, требования эти достаточно серьезные. Конечно, мало что вышло бы, если бы вы принялись за несколько месяцев до школы «развивать» малыша. Но вся та большая работа, которую вы проделали (и проделаете), следуя рекомендациям о развитии речи и мышления, заботясь об организации игры малыша, всесторонне знакомя его с окружающим, выставляя перед ним определенные нравственные требования, — работа эта не может не принести плодов.
Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация игры, продуктивных видов деятельности — конструирования, рисования, лепки — труда. Именно здесь впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается соподчиненность мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений.
Конечно, это происходит не само собой, а при вашем постоянном руководстве.
В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и подготовительной группах детского сада. Детей обучают ориентироваться в новых областях действительности (в количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка), организуют овладение навыками на этой широкой основе. В ходе такого обучения у детей вырабатывается подход к действительности, который дает им возможность сознательно усваивать любые знания. Если ваш ребенок не посещает детский сад, то вам стоит позаботиться о том, чтобы такие систематические занятия были организованы дома. Постарайтесь овладеть «методикой» этих занятий, изложенной в этом разделе (в главах об обучении грамоте, счету, о подгот